Открытый урок по ОБЖ на тему: «Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на здоровье человека»
09 февраля 2016
Урок «Алкоголь: добро или зло»?
По теме данного урока созданы десятки методических разработок, однако мы вновь и вновь обращаемся к ней. Ведь, несмотря на усилия пропаганды здорового образа жизни, в стране, каждом городе, селе катастрофически увеличивается число пьющих, опускающихся на дно жизни людей.
Работая с детьми, я убеждаюсь, что красноречивая, но однобокая информация не воспринимается детским умом и душой, возможно, потому, что констатирующие, бьющие в лоб сведения плохо запоминаются. Лучше, если ученик сам оценит, проанализирует ненавязчивый, но содержательный материал, прочувствует его.
Данная методическая разработка урока предполагает совместную работу учащихся и учителя над выработкой общего результата. Каждый участник имеет право выразить свое мнение голосованием или принять участие в дискуссии. Урок проводится для учащихся IХ-Х классов. Роли специалистов играют ученики.
Цель урока: изучить действие алкоголя на организм человека;
сформировать у учащихся негативное отношение к алкоголизму как общественному явлению;
расширить их кругозор, развить навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Оформление кабинета: столы составлены квадратом (прямоугольником), все сидят лицом друг к другу: бокалы (чаши) для каждой пары участников (в них набор белых и черных шаров для голосования); стеклянный прозрачный сосуд (для сбора белых и черных шаров во время голосования): шары (от шаростержневых моделей из кабинета химии); ассортимент напитков (1 на каждую пару участников); модель действия алкоголя на рецепторы (1 демонстрационная и на каждую пару участников); плакат (портрет Януса двуликого).
Содержание урока
Постановка проблемы
Учитель. У древних было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определенных нашей темой. Это - Янус двуликий. Одно лицо — темное — обращено в прошлое (там много печального), другое — светлое — смотрит в будущее. Наша задача сегодня — составить свое мнение о проблеме употребления спиртного, решить - темная или светлая это сторона жизни человека. Как в те древние, мудрые времена, выскажем свое мнение. В ходе обсуждения проблемы голосуйте с помощью шаров: если вы считаете, что употребление алкоголя не порок, то бросьте черный шар, если выбор противоположен, то — белый. И как положено в кругу друзей (в застолье), будут тосты, речи, напитки.
Предлагаем ассортимент напитков:
Коктейль "Эллада" от этнографа.
Шипучее "Прозрей" от историка.
Грог "Стой!" от нарколога.
Каберне "Будь здоров!" от энотерапевта.
Пунш "Прощай молодость" от терапевта.
Бренди "Кто следующий?" от генетика.
Наливка "Налить?!" от демографа.
Итак, послушаем приглашенных гостей.
Выступления специалистов.
Этнограф. С незапамятных времен идет слава о напитках, веселящих душу, лечебных напитках, напитках отдыха.
Как мы знаем, древние народы Средиземноморья более чем за 4 тысячи лет до нашей эры умели приготовлять вино, сбраживая виноградный сок. В Древнем Египте применяли вино с Ш-П тысячелетия до нашей эры. Шумеры славились зерновыми напитками, по рецептам ацтеков индейцы получали из агавы "октли", из кактусов - "пульке" и текилу. Африканские бушмены готовили бодрящие напитки из меда диких пчел. Древние русы владели искусством приготовления целебной сурьи из меда и лекарственных трав. Удивительные страницы истории многих народов определялись использованием вина как божественного напитка. На Руси крепленые вина появились со времен правления князя Олега. Вино как символическая кровь Иисуса Христа применяется в обряде причащения. И в Ветхом и в Новом Заветах Библии вино упоминается довольно часто.
Первое чудо Христа — превращение обычной воды в вино. Церковь использует его при освящении престола. Престол поливают красным вином с розовой водой. При освящении таинства соборования елей соединяется с вином.
Испанский философ, церковный деятель Раймунд Луллий (1236-1315) приписывал "крепкому" спирту способность утешать человеческое тело, возвращать старикам молодость.
Слово "водка" первоначально означало не хмельной напиток, а лекарственный настой (в таком значении употреблялось оно в Новгородской летописи 1533 г.).
Исторические факты показывают, что категорическое отрицание "Не пить!" идет вразрез с этническими корнями истории народов.
Я предлагаю тост. Выскажите свое мнение о его содержании и проголосуйте шарами.
Как долго пленными нам быть
В тюрьме мирской?
Кто сотню лет иль день
Велит нам жить с тоской?
Так лей вино в бокал,
Покуда сам не стал ты
Посудой глиняной
В гончарной мастерской.
Омар Хаям
Историк. История - вещь упрямая. Есть и другие факты. Казенные питейные заведения сделали свое дело - пьянство стало бедствием; бездельники, разбойники, дебоширы стали действительностью на Руси. Но беда России еще не грозила. По историческим справкам, в России к 1905 г. употребляли 0,57 ведра вина на человека в год; во Франции — 4,76 ведра; в Германии — 1,87.
Сейчас в мире выпивают 25 млрд. бутылок вина в год (по 5 на человека), а в России - по 8,5 л. Из активной жизни выключаются миллионы людей, распадаются семьи, увеличивается количество детей-сирот, пьянство перерастает в трагедию, в глобальную земную проблем.
Тост:
У кого вой? У кого стой? У кого горе?
У кого рапы без причины?
У кого багровые глаза?
У тех, кто долго за вином сидит.
Соломон
Предлагаю обсудить данные и высказать свое отношение к ним (голосование шарами).
Нарколог. Не буду перечислять все последствия употребления алкоголя. Я хочу заострить внимание только на одном вопросе: почему, если человек пьет, ему бывает трудно, а чаще всего и невозможно остановиться вовремя и не пить- Известно, что этиловый спирт действует на клетки мозга. Именно он заглушает рецепторы в глубине мозга при воздействии раздражителей небольшой силы. А если принимать большую дозу алкоголя, рецептор изменяет структуру и чувствительность его повышается. Требуется новая доза для улучшения самочувствия. (Организуется работа с динамической моделью действия алкоголя на рецепторы на доске и в парах.)
Ломка, похмелье, жизнь в плену поиска новых граммов. Стоит ли начинать пить? Стоит ли попадать в зависимость от дурмана?
Вот притча-тост:
"Как действует вино?" "Кто пьет, вначале становится похожим на павлина, его движения плавны и величественны: затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; потом он уподобится льву и станет самонадеянным, гордым, миренным в своей силе. В заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи".
Абдул Фарадж.
Проголосуйте, бросьте свой шар.
Энотерапевт. Все услышанное очень однобоко. Почему все говорят о действии только этилового спирта, содержащегося в вине? Мне кажутся справедливыми слова: "вино молодит, вселяет силы". Еще Гален, Аристотель использовали вино как лекарство. Наверное, вам просто неизвестно, сколько полезных веществ дарит нам вино.
Органические кислоты (винная, яблочная) способствуют желудочному пищеварению, усиливают аппетит, возбуждают пищеварительные железы. Рубидий, которым богаты красные виноградные вина, - конкурент радиоактивного цезия и вытесняет его из тканей. Избавят от чужеродных веществ (радиоактивного стронция) пектины. Удивительно и ценно антибактериальное действие дубильных веществ. Сахара - источник доступных углеводов для ослабленных и истощенных.
Можно продолжить этот список. Но лучше обратиться к популярному в Европе энотерапевтическому кодексу доктора Ейло – десятки рецептов, среди которых вы найдете необходимый. Энотерапия (винолечение) еще скажет свое слово в медицине. Ведь Парацельс говорил, что мера определяет, быть веществу вредным или полезным.
Вот мой тост:
Кто пил вино, ушел;
Кто пьет вино, уйдет;
Но разве тот бессмертен.
Кто не пьет?
Р.Гамзатов
Выскажите свое мнение, проголосуйте.
Терапевт. Предыдущая пылкая и убедительная речь содержала много интересных, но иногда спорных фактов. Однако я вновь о спирте как основном компоненте алкогольных напитков, употребляемых в России. Его безусловно отрицательное воздействие на организм и отдельные системы органов общеизвестно. Перечисление болезней уже мало кого удивит. Поэтому я задам всего три вопроса. Поднимите руки, если вы положительно ответите на них.
Этиловый спирт — одно из немногочисленных веществ, которые всасываются уже в ротовой полости и желудке, сразу начиная действовать. Попадая в межтканевую жидкость, он начинает забирать воду из клеток, так как концентрация веществ вне клеток резко увеличивается. Развиваются отеки. Где прежние черты лица? Где красота? Вы хотите этого?
Клетки, страдая от недостатка воды, стареют в 1,5 раза быстрее. Где ваша молодость? Где блеск в глазах? Где былая подвижность? Вы хотите этого?
Токсичный этанол тормозит работу нервных клеток, и тогда целые участки коры больших полушарий выключаются. Где мечты? Воображение? Быстрота ума? Остаются только низшие потребности - поесть, поспать. Вы хотите этого?
Вот мой тост:
Первая чаша вина принадлежит жажде.
Вторая чаша – веселью.
Третья – наслаждению.
Четвертая – безумию.
Диоген Лаэртский
Проводится обсуждение и голосование шарами.
Генетик. По роду службы мне приходится видеть человеческую беду: детей, страдающих наследственными заболеваниями и патологиями развития. Сын могучего. Зевса — Гефест — маленький, некрасивый, горбатый уродец - дитя пьяного зачатия. Не потому ли с давних времен был введен в Древней Греции указ, запрещающий употребление вина до 21 года.
Статистика Костромы печальна: за 1997 г. общее число родов — 1060: число родов с патологиями — 20%; детей с синдромом Дауна -5; детей с синдромом Шерешевского-Тернера - 1; детей с патологиями развития - 80. (Демонстрируются кадры диафильма "Генетика и медицина" или другие иллюстрации). Печальный список можно продолжить. Конечно, пьянство — весло лишь одна ил причин таких нарушений. Но стоит ли пополнять собой группу риска?!
Тост:
Опьянение есть добровольное сумасшествие
Сенека
Выразите свое мнение и проголосуйте шарами.
Демограф. Сегодня я не буду говорить о чисто демографических проблемах изменения численности населения города, соотношения рождаемости и смертности. Назову цифры, которые отражают состояние нашего общества.
В одном вытрезвителе Костромы ежедневно бывает от 12 до 20 человек. В доме ребенка находится 180 детей. Количество коррекционных классов в городе - 362.
Все это в будущем отразится на уровне культуры, преступности, заболеваемости горожан. Главное в нашем разговоре - не только индивидуальный выбор каждого пить, или не пить, а государственный или общий подход: кто останется после нас? Нация слабых и безвольных людей?
Учитель. Мы наполнили наш сосуд напитком, искрящимся от мыслей, мечтаний. Он прозрачен и чист. Малая капля сомнений - почва для будущих размышлений. Решение за вами! Но при всплесках вина вспомните наш разговор. (Демонстрация сосуда, наполненного шарами при голосовании).